Этика в профессиональной культуре педагога
01.01.2017
Определение основных понятий.
Воспитание — целенаправленное формированиеличностив целях подготовки её к участию вобщественной икультурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Культура- исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
Личность — понятие, выработанное для отображениясоциальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности
Мораль(лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изученияэтики.
Нравственность - внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
«Профессиональная культура - одно из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, возникшее вследствие разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности» .
Педагогическая культура- часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности.
Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры;лат.tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятымэтикетом иэтическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.
Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)
1. ЭТИКА - учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).
ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни .
Однако есть и второе значение этого слова.
2. ЭТИКА - это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988).
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики .
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.
Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и детский коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.
Раскрыть детям красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот педагог, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.
Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура педагога.Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.
В педагогической науке понятие Педагогическая культураопределяется как
1. часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности;
2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане;
3. динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога, в качестве компонентов которой выделяются:
а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .
Педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию ребенка, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики .
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Педагогу же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать детям и основы этических знаний. Для этого педагогу необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка педагога.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший педагог – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность, ответственность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых
• исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,
• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику педагога,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений педагога с детьми
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках детей, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на детей, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться детьми. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка."
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями , коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к детям и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.
Профессиональная честь в педагогике– это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагог в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Этические заповеди современного преподавателя
Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с
детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому
движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный матери-
ал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых
никогда не постигнуть тайн детской души.
Ниже приведены этические заповеди современного учителя, которыми
необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недоста-
точно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к
действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый
главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор челове-
ческий:
сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников(боль, радость, горе, печаль и т. п.),
умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насме-шек, высокомерия и поучительства,
педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблю-дать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника,в том числе и своего ученика,
терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавить-ся,
принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и непроявлять чрезмерной симпатии к другим,
умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и ихродителями,
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, неследует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, еслиони учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которыедоставляют неприятности,
если педагог совершил педагогическую ошибку и виноват перед детьми, то должен иметь смелость извиниться.
Используемая литература.
1. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.
2. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Уч-к
для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с. .
3. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-
шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:
ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
4. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврен-
тьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.
6. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.
03.11.2018
Просмотров всего: , сегодня: