19.11.2018
Эмпатия – это совокупность чувств, связанных с постижением эмоциональных
состояний другого человека и обусловливающих сострадание, соучастие,
сопереживание, сочувствие.
Обычно к ним относятся жалость, печаль, скорбь, соболезнование,
огорчение по поводу беды, несчастья, крупных неприятностей, боли, страдания
другого человека. Большинство психологов полагают, что эмпатийные чувства
составляют основу гуманного отношения к другим людям. Высшим проявлением
эмпатийных чувств является альтруизм – принесение в жертву своих собственных
интересов ради благополучия другого человека. Так, альтруистическое поведение
характерно для родителей, прежде всего матерей, испытывающих безграничную,
самоотверженную любовь к своим детям. Подлинные любовь и дружба в высших своих
проявлениях связаны именно с альтруизмом.
Эмпатия рассматривается некоторыми психологами как особый вид
научения через замещающие переживания. Через это чувство ребенок включается в
чужой для него эмоциональный опыт. Ребенок получает эмоциональное
удовлетворение от того, что его сочувственные ответы вызывают положительную
эмоцию у других.
Благодаря переносу, проекции своих чувств желаний на других людей,
особенно на членов своей семьи, ребенок постигает свою общность с ними. Так
постепенно, шаг за шагом, ребенок через сочувствие, сопереживание развивает и
обогащает свой опыт познания самого себя и близких ему людей. Сочувствие другим
людям возможно, поскольку человек наполняет их переживание своим опытом.
Гуманистическое и альтруистическое поведение ребенка возможно по мере
формирования в нем соучастия в страданиях других людей.
На основе тех или иных взаимных сопереживаний, общего душевного
настроя семьи у ребенка может сформироваться деятельный альтруизм
(самопожертвование, сострадание). Впоследствии этот деятельный альтруизм может
переноситься в другие малые группы, но его истоки, его формирование берет
начало именно в семейной общности.
Развитие комплекса альтруистических чувств у ребенка предполагает
накопление у него определенного опыта общения с другими людьми, особенно с
членами собственной семьи. Сами эти чувства в определенной мере и степени
являются частью эмоционального опыта ребенка.
Перечисленные выше чувства имеют особое социальное значение, так
как они помогают улучшению отношений между людьми, облегчению взаимопонимания.
К тому же жизненные ситуации в той или иной мере требуют от человека именно
таких сложных форм реагирования. Более того, в различных ситуациях перед
человеком встает сложнейшая задача «понимания опыта других людей».
Следовательно, в семейных взаимоотношениях особое значение
приобретает то, насколько члены семьи – родители и дети – обладают
эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное
проявление чувства эмпатии встречается у тех детей, родители которых обладают
высоко развитым чувством сострадания, сопереживания, соучастия. Эмпатия
наиболее успешно формируется у детей, которые выросли в семьях, где они сами
получали максимум доверия, любви и теплоты.
Необходимо подчеркнуть, что именно на основе чувства эмпатии,
соучастия, сострадания можно понять процесс осуществления у ребенка взаимосвязи
переживаний и поведения, процесс формирования нравственных чувств.
В нравственном и духовном воспитании ребенка в семье, основанном
на чувстве эмпатии, дружбы, любви, уважения других людей происходит «эмоциональная
реализация человечности».
Сопереживание, сочувствие, соучастие – это не только нравственное развитие
ребенка, но и особый вид познания мира человеческих отношений, познания других
людей.
Основываясь на этих чувствах, ребенок всматривается в других
членов семьи и других людей, стремясь обнаружить в них собственные переживания.
Таким образом, самопознание идет рука об руку с познанием других людей. Это два
взаимозависимых и взаимодополняющих процесса. Начинается такое познание с того,
что ребенок наблюдает мимику матери, отца и инстинктивно, неосознанно им
подражает. Ребенок уже с первых лет жизни повторяет и копирует жесты, позу,
тон, мимику настроения матери и отца.
Когда
проявляется эмпатия
Диагностика эмпатии возможна уже в самом раннем детстве. Некоторые
младенцы заливаются плачем, если слышит плач постороннего ребенка на улице,
активно реагирует на эмоциональное состояние матери и прочих домочадцев. К
примеру, капризничает без причины, если в семье кто-то пребывает в подавленном
состоянии, причем у него могут наблюдаться и вторичные признаки сопереживания,
например, учащенное сердцебиение и т.д.
Является ли врожденным или приобретенным такое чувство как эмпатия
в психологии однозначного ответа нет. Однако по результатам наблюдения, эмпаты
чаще вырастают в семьях, где царит теплая атмосфера, и где родители обращают
достаточное внимание на то, каким образом их собственное эмоциональное состояние сказывается на
окружающих, в том числе, и на собственных детях.
Уровни эмпатии
В психологии существует
множество тестов, позволяющих определить уровень эмпатии, которой обладает
конкретный человек.
·
Повышенный
уровень эмпатии характеризуется болезненно выраженным чувством сопереживания.
Человек попросту теряет способность отделять собственные проблемы и чувства от
чувств и проблем в той или иной степени близких ему людей. Такую эмпатию
психологи называют аффективной. Нередко эмпаты аффективного типа обладают
излишней душевной ранимостью, впечатлительностью, страдают необоснованным
чувством вины.
·
Высокий уровень
эмпатии. В этом случае люди обычно очень чувствительны к нуждам и проблемам
окружающих, они относятся к остальным с неподдельным интересом, легко находят
общий язык практически со всеми, деликатны, стараются никого не задеть и не
обидеть и в тоже время сами легко переносят критику. Понятие эмпатии, в ее
позитивном смысле, определяют именно особенности людей этого уровня.
·
Нормальный
уровень эмпатии характерен для большинства людей. Как правило, он способны
понять мысли и чувства большинства людей, но сопереживание демонстрируют только
по отношению к своим близким. Собственные эмоциональные проявления обычно
контролируют, стараясь «не раскрываться» перед малознакомыми или посторонними
людьми.
·
Низкий уровень
эмпатии характерен тем, что человек испытывает затруднения при любых контактах
с окружающими. Антиэмпат не понимает людей, не способен принять позицию другого
или посмотреть на проблему с чужой точки зрения. Поступки других людей,
основанные на эмоциях, часто кажется ему совершенно бессмысленными и не
рациональными. Способности к сопереживанию очень низкие.
Эмпатия - это не результат
интеллектуального усилия. Это явление лежит скорее в области интуиции.
Некоторые психологи считают, что эмпатия - свойство врожденное, и ослабевает
либо увеличивается лишь в зависимости от личного жизненного опыта человека. Но
в тоже время, существуют и специальные тренинги, помогающие научится более
точно воспринимать состояние другого человека и настраиваться на одну
эмоциональную волну.
В развитии эмпатии
большую роль играет процесс самопознания, когда человек учится понимать себя
самого, контролировать собственные мысли и чувства, ему становятся понятней
мысли и чувства других людей.
Психологи также
рекомендуют копировать мимику других людей, жесты, голос. Считается, что таким
образом вы вживаетесь в роль, на минутку становитесь тем человеком, которого вы
хотите понять. Ведь практически все великие драматические актеры обладают
высоким уровнем эмпатии.
Воспитание в ребенке чувства эмпатии, способности сопереживать чувства и настроения
родителей необходимы для регулирования и семейных отношений, и отношений с
другими людьми. Способность к сочувствию и состраданию помогает ограничивать
эгоцентризм ребенка, воспитывать у него чувство родства всех людей. В процессе
семейного воспитания ребенок учится преодолевать свой эгоизм, отождествлять
себя с другими, стремиться прекратить страдания близких. В дальнейшем, став
более взрослым, он будет находить в этом удовлетворение и счастье.
Способности сострадать, сочувствовать, сопереживать,
приобщаться к эмоциональной жизни
другого, способность пожертвовать своими интересами ради благополучия других
членов семьи это и есть подлинно человеческие формы отношений в семье.
Итак, одна из важнейших задач супружеской пары –
воспитание в ребенке подлинно человеческих качеств, таких, как понимание,
отзывчивость, эмоциональное соучастие. Именно на этой основе между всеми
членами семьи возникает духовная и эмоциональная общность, в силу которой
происходит согласование чувств и поступков, вырабатываются общие представления
и взгляды, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
У совсем маленьких детей эмпатия
отсутствует, но присутствует эгоцентризм –
сосредоточенность на собственном “я”: -
вся вселенная для меня одного. А эмпатия выработается позже, на основании
опыта, по мере понимания того, что все люди в чем-то разные, а в чем-то
одинаковые: тебе хочется и другому это же хочется, тебе больно и другому
больно, тебе холодно и другому холодно, все мы хотим быть счастливыми, всем нам
надо пить, есть, спать... Однако, думают люди и относятся к одному и тому же по
разному. И всех надо понимать, а ещё лучше, "читать как открытую
книгу".
Некоторые дети легко перевоплощаются: я - лошадка, я -
паровоз, я - мама. Это тоже эмпатия. Такое умение, заложенное в детстве,
поможет понять другого человека.
Детям можно предложить следующие игры и темы бесед для
развития эмпатии:
- Прочитайте
психологически насыщенные сказки и рассказы, обсудите характеры героев их
поступки и мотивы поступков. Дайте высказаться всем, предложите детям
подвести итоги, согласуйте общее мнение.
- Если бы цветы могли
говорить, а ты мог бы их слышать, что бы тебе рассказали цветы на клумбе и
те же цветы на столе в вазе?
- Что думал Колобок,
когда сидел на носу у Лисицы? Он боялся или просто ничего не понимал? А
когда он оказался у лисы в животе, что он чувствовал?
Игры на перевоплощение и ролевые игры развивают детей
душевно, дети начинают понимать, что другие люди думают и чувствуют.
- Попросите детей
составить рассказ от имени зайца или слона в зоопарке, а потом на воле. Карася
в аквариуме и в пруду ...
- Что чувствует трава,
когда её косят? Дерево, когда его рубят?
- Покажите детям
замысловатую фигуру и спросите детей, что это такое? Обратите внимание
детей на тот факт, что ответы у всех будут разные. Значит, и люди разные, но
их всех надо понимать, чтобы жить с ними дружно.
- Ты пролил на пол
краску. Что скажет мама?
Некоторые психологи считают современный мир шизоидным,
отмечают, что люди все больше погружаются в себя, теряют чувство эмпатии и
взаимопонимания. Вспомните расхожую леденящую душу фразу: "Это твои
проблемы", меня, мол, это не касается. Это страшное заболевание -
черствость души. Такой человек вряд ли способен на добрую шутку или на
комплимент. Развивайте чувство эмпатии у детей.
Однажды Маршак спросил сына:
- Чьи сказки тебе больше нравятся, мои или Пушкина?
Сын молчал.
- Не бойся, Пушкин не обидится.
- Ты обидишься, - сказал сын.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2018
Дата обновления: 19.11.2018
Дата публикации: 19.11.2018