05.12.2018
Консультация для родителей на тему:
«Психологические особенности детей трёх
лет (кризис 3-х лет)»
Кризис развития – это качественный
скачок, положительный и необходимый период в истории развития каждого человека.
В
кризисные периоды развития человек претендует на новую систему отношений с
окружающими, т.к. он «перерос» старую систему.
Кризис трех лет – считают кризисом
первого рождения личности.
В
этот период ребенок отделяет свое «Я» как самостоятельное, ребенок должен
усвоить понятие социальной нормы, то есть границы дозволенного.
Особенности кризиса трех
лет
Продолжительность
и интенсивность протекания кризиса зависит преимущественно от реакции
окружения.
Особенности характерные
в поведении ребенка в период
кризиса 3-х лет (так называемое «семизвездие»).
Негативизм
Именно
негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему актуальному желанию.
Ребенок отказывается делать то, о чем мы его просим, не потому, что ему не
хочется, а только потому, что его попросили об этом.
В
сложных случаях, при резком проявлении негативизма, взаимодействие с ребенком
может дойти до абсурда: на любое высказывание взрослого, ребенок отвечает
наперекор — «Это холодное» — «Нет, это горячее», «Пойдем домой»— «Нет, не пойду».
При этом ребенок отвечает отказом на просьбу или требование взрослого даже в том
случае, если минуту назад сам страстно желал это сделать.
Негативизм
отличается от непослушания. При непослушании ребенок не следует указаниям
взрослого, потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный
момент, то есть он противитсясодержаниюпросьбы.
Негативизм
носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание—содержанию.
При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при
непослушании же онследует своему желанию, которое идет вразрез с желанием
взрослого.
Негативизм
избирателен: ребенок отказывается исполнять просьбы только определенных людей
(например, только мамы или только папы). С остальными окружающими он может быть
послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком—сделать не так
как его просят, а наоборот.
Авторитарный стиль
взаимодействия с ребенком может провоцировать приступы негативизма всякий раз,
когда отдается строгий приказ (Быстро ешь!Нетрогай!)
Упрямство
Упрямство,
это такая реакция ребенка, когда он настаивает начем— либо непотому, что ему
этого сильно хочется, апотому, что онэто потребовал.
Например,
мама просит ребенка утром встать спостели, аребенок отказывается это сделать,
несмотря нато, что лежать ему давно уже надоело (Сказал невстану, значит
невстану!). Это реакция ненапредложение встать, анасвое собственное решение—
невставать!
Вставая напозицию
«кто-кого» родители усугубляют изакрепляют проявления упрямства изагоняют
ребенка вугол, лишая возможности сдостоинством выйти изконфликтной ситуации.
Строптивость
Строптивость
отличается отнегативизма тем, что она безлична, ненаправлена против человека.
Строптивость
направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были вжизни
ребенка дотрех лет. Это скрытый бунт против того, счем ребенок имел дело
раньше.
При авторитарном воспитании строптивость является одной
изглавных черт кризиса трех лет.
Своеволие
Своеволие
проявляется втом, что ребенок все хочет делать сам, даже если неумеет. Так
проявляется тенденция ксамостоятельности.
Следующие симптомы относятся ксимптомам второго порядка.
Протест-бунт
Проявляется
втом, что все поведение ребенка носит протестный характер, как будто ребенок
находится всостоянии войны сокружающими, впостоянном конфликте сними.
Протест проявляется
вчастых ссорах сродителями.
Обесценивание
Вэтом
случае обесцениваются старые привязанности квещам, людям, правилам поведения.
Ребенок может употреблять бранные слова, которые непринято произносить вдоме.
Вего речи появляются выражения, которые обозначают все плохое, отрицательное,
негативное.
Ивсе
это относится ктем вещам, которые сами посебе никакой неприятности неприносят.
Иногда дети обзывают близких людей грубыми словами. Кроме того для ребенка
могут потерять ценность еще недавно любимые игрушки, книги ионможет ихбросать,
рвать, ломать.
Деспотизм
Деспотизм
чаще всего проявляется всемьях сединственным ребенком.
Онизо
всех сил старается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того
положения, которое было враннем детстве, когда исполнялись все его желания.
Ребенок хочет стать
«господином положения».
Кризис трех лет— это кризис социальных отношений
ребенка (отношений его ссемьей, другими окружающими). Кризис трех лет
происходит пооси перестройки взаимоотношений личности ребенка иокружающих
людей.
Начало кризиса—результат
длительного процесса. Ядро кризиса— стремление ксамостоятельности, ребенок
хочет иможет проявлять активность— взрослые это стремление ограничивают.
Постепенно разрастается противоречие, которое изапускает кризис.
Для
самих детей этот кризис очень мучителен, связан смножеством задач, которые
ребенок вэтот период развития должен решать.
Впериод
кризиса трех лет ребенок находится наопределенной стадии психосексуального
развития. Вэтот период происходит нетолько осознание своего пола итела,
ноиопределенные изменения вовзаимоотношениях сблизкими людьми.
Эмоциональное
отношение кматери наэтой стадии развития характеризуетсяамбивалентностью:
одновременным сосуществованием агрессивности ипотребности вблизости.Вэтот
период ребенок может совершать разные агрессивные действия вадрес матери, какбы
проверяет еенапрочность— любитли она его или нет. Если мать (или другой
взрослый) жестоко подавляют вспышки агрессии, чересчур серьезно реагируют
напроявления агрессии, ребенок начинает чувствовать себя брошенным инелюбимым.
Это всвою очередь возобновит вспышки агрессии исоздаст ситуации порочного
круга.
Итак, основные принципы
поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без
психических травм для ребенка:
1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде
утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать
будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в
зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
2. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения
взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам
услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и
подадите малышу хороший пример для подражания.
3. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть
предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так
можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его
права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если
малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а
так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо
всяких исключений!
5. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства
негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы
самому принять решение.
6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика.
Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и
почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если
вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз
возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.
С Уважением педагог-психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.12.2018
Дата обновления: 05.12.2018
Дата публикации: 05.12.2018